НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ… ИСТОРИИ

Свой трудовой путь Вера Александровна начала в 1966 году, когда после окончания Томского государственного университета приехала в Нижнюю Салду.

 – Учиться мне всегда было интересно. За школьную жизнь я сменила 8 учебных заведений. Вез- де училась одинаково. А вот уроки истории, будучи школьницей, тер- петь не могла. Они мне казались скучными и неувлекательными, – не скрывает педагог.

 – Всё изменилось в 10 классе (средняя школа № 31 в городе Барнаул), когда к нам пришёл новый учитель истории Михаил Семёнович Щепочкин. Помню, как на втором уроке он вызвал меня к доске и просил рассказать тему последнего урока. Я пересказала параграф, как нас учил предыдущий педагог, и… схлопотала тройку. Ведь читать и пересказывать могут многие. Он же научил меня мыслить, смотреть на каждый факт с разных сторон. Сидела тогда на его уроках и думала: вот бы мне быть учителем истории! Сегодня Вера Максимова признаётся, что именно Михаил Семёнович зародил в ней не только любовь к истории как предмету, но к самому процессу преподавания. Поэтому после окончания школы вопрос, на кого пойти учиться, перед ней уже не стоял.

СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ Нижняя Салда, Волгодонск, Нижний Новгород… – молодая семья Максимовых принимала судьбоносное решение, с каким городом связать свою жизнь. За плечами уже было окончание университета, свадьба на третьем курсе и рождение старшей дочери Русланы. Борис и Вера ждали появления второго малыша.

 – Нижний Новгород. Город большой, перспективный. Только квартиру там дадут через три года отработки. А у нас семья, – сидя вечером, рассуждали они.

 – А может, в Нижнюю Салду поедем? Там такие леса богатые, при- рода прекрасная, да и с квартирой, сказали, тянуть не будут, – предложил супруг. Так в апреле 1966 года семья Максимовых очутилась в маленьком провинциальном городке. Муж устроился на работу в «Почтовый ящик № 10» (именно так раньше называлось секретное пред- приятие НИИМаш), а Вера Максимова – в верхнесалдинскую школу № 3. Правда, из-за ежедневных долгих переездов до места работы и обратно Вере Александровне пришлось сменить место работы. – До сих пор помню, как металась по комнате. Сомневалась, переходить на другое место работы, по- ближе к дому, или нет… Решилась. И устроилась в школу № 7. Но вскоре молодого педагога пригласили на работу в школу № 5. И не только дали ставку учителя истории, но и назначили завучем! За те годы, что она была заведующей учебной частью, в школе смени- лось четыре директора. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ЗАВУЧ «Учёба – это святое. А урок – основа учебного процесса» – в своей работе Вера Максимова всегда была верна этому принципу.

 – Это сейчас расписание уроков составляет определённый человек. Раньше эту работу выполнял завуч. Если кто-то из педагогов заболеет – расписание нужно менять. Но я старалась привлекать к работе учителей-ветеранов. Случалось, некоторые предметы приходилось вести самой. Физика, химия, биология – неважно. Я заходила в класс и вела урок.

Учитель учителей – так с почтением называют завучей-профессионалов в среде педагогов. Эти слова как нельзя лучше подходят к Вере Максимовой. На сегодня весь педагогический коллектив начальных классов школы № 5 – это её ученики. А ещё когда-то она стала добрым наставником для молодых специалистов: Марины Пицик, Ольги Юдиной, Татьяны Казаковой – с одних из лучших педагогов Нижней и Верхней Салды.

ОТДАВАЯ СЕБЯ ДЕТЯМ Её рабочий день начинался в 6 утра. В 07:04 она уже отъезжала на автобусе на работу. Домой к мужу и детям возвращалась лишь поздно вечером.

 – Выходные и праздничные дни, а также отпуска, мы с мужем всегда проводили вместе с нашими детьми. Ходили в походы, лазили в горы, сплавлялись по реке. В будние дни, конечно, времени на своих детей практически не хватало. Дочь- первоклашка сама заплетала себе волосы, собиралась в школу, делала уроки. Самостоятельно записалась в музыкальную школу. Я рада, что, несмотря на всё это, мои дети выросли прекрасными людьми, состоялись в жизни, обзавелись семьями и имеют авторитет у коллег. Главное – воспитывать детей собственным примером.

СЕМЕЙНАЯ ЗАКАЛКА Педагог с 50-летним стажем убеждена: собственный пример куда лучше всяких нотаций и рассказов о сложностях жизни. К слову, сама она тоже никогда не была маминой или папиной дочкой.

– Я родилась без отца. Вернее, он был, но на момент моего рождения (23 сентября 1941 года) его забрали на войну. Три года знала о нём только по рассказам мамы и по фотографии, которая висела на стене. Впервые увидела папу только в 1944 году. Помню, в тот день зашёл к нам дядя, мама его обнимает, целует, а я держусь за её юбку и кричу: «Не обнимай чужого дядю!» В этот же год он увёз их в Болгарию. А через 3 года семья снова вернулась в Россию. Жили в Алтайском крае, в Барнауле. Там Вера, будучи восьмиклассницей, познакомилась с будущим мужем Борисом.

– Уже дали звонок, я спешила на урок. Зашла в класс. Села. Только спустя годы муж признался, что когда увидел меня, то сразу понял – это Она, – улыбаясь, рассказывает Вера Максимова.

 – Так вместе идём по жизни. В прошлом году отметили золотую свадьбу и удостоились знака отличия Свердловской области «Совет да любовь».

ТРИЖДЫ ЮБИЛЯР В этом году у Веры Александровны Максимовой – тройной юбилей: 75 лет жизни, 50 лет педагогического стажа и 30 лет работы заву- чем. Основная часть прожитых лет была отдана школе и детям. И самая большая награда за труд, конечно, – заслуги выпускников.

 – Мне, как и любому другому педагогу, приятно, когда мои выпускники реализуются в жизни, достигают определённых высот, – признаётся Вера Александровна.

 – Елену Филиппову (Матвееву), главу города, знают многие. А ведь я пре- подавала в их классе историю. Сергей Котенков сегодня – полковник генштаба в Москве. Татьяна Сторожкова – директор гимназии. Когда-то удалось побывать у них на педсовете. И я приятно удивилась, узнав, что все лучшие традиции школы № 5 она взяла в своё образовательное учреждение. Самое важное, что она тоже считает: «Урок – основа учебного процесса». Ирина Толмазова – учитель истории в школе № 7. Лидия Трубина – педагог в гимназии. Список можно продолжать бесконечно. И я очень благодарна педагогам, которые все эти годы поддерживали и продолжают поддерживать меня: Тамаре Ивановне Тарасовой, Фаине Васильевне Крысиной, Генриетте Ивановне Бессоновой, Нинель Николаевне Балыковой, Софье Поликарповне Краиловой, Вере Николаевне Кузнецовой и Вере Павловне Волковой. Я внимательно слушала рассказ Веры Александровны, словно присутствовала на уроке истории замечательного педагога. Хотя, нет, не на уроке истории, а на уроке жизни человека. Жизни, которая может слу- жить примером для подражания каждому из нас.

Источник: Ксения МАЛЫШЕВА  ГОРОДСКОЙ ВЕСТНИК ПЛЮС № 77 29 сентября 2016 

Оставить комментарий

Комментарии: 0