ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П

 

 

 

 

 

 

 

УТЬ К ЗНАНИЯМ ДЛИНОЮ В ДВА ВЕКА…

В эт

ПО   ПОЛЕНОВСКИЕ УРОКИ

В       В  1836 году на Кирпичной улице (теперь это территория НСМЗ) была открыта заводская школа, в которой в течение двух лет обучались только мальчики. В школе был один класс, и преподавали два учителя. Одним из них был Пётр Дикушин, окончивший Выйское училище и некоторое время работавший писцом на Нижнесалдинском заводе. Проработав в школе почти 30 лет, он был вынужден в 1867 году оставить работу по состоянию здоровья. Ему не хватило каких-то 6 месяцев, чтобы была назначена пенсия. В знак уважения, администрация завода ходатайствовала перед заводоуправлением о её назначении вопреки закону. Потребность в грамотных рабочих возрастала, и в 1846 году было открыто мужское единоверческое училище на 27 учащихся, а в 1849 году – церковно-приходская школа при Никольской церкви, где обучалось 17 девочек. В «Записках Верхотурского уездного земства» тех лет учительство отмечало: «Нашему заводу идёт второе столетие, а образование в нём ещё в самом зачаточном со- стоянии: в церковно-приходской школе учится всего 27 человек, да ещё есть две начальных школы – мужская и женская, с очень небольшим количеством учащихся, да заводская школа в 1 класс. То есть 100 человек учащихся на 13 000 человек населения Нижней Салды». Поэтому в 1872 году в заводском посёлке (в числе первых в уезде!) была открыта земская школа, а за- тем «путём настойчивых и продолжительных убеждений» Константин Павлович Поленов (управитель за- вода) уговорил жителей Салды от- крыть училище. На народные средства построили превосходное по тому времени здание. Двухклассное с 5-годичным сроком обучения, оно было одним из первых в Пермской губернии и одно из лучших в Верхотурском уезде! Внизу, на первом этаже, находились квартиры для приезжих учите- лей, а на третьем этаже в небольшой комнате была учительская. Во главе этого учебного заведения со дня его открытия стоял действительный статский советник Андриан Константинович Кискин. Он подбирал на работу людей образованных, широко мыслящих, и это дало возможность начать образование в Нижней Салде с высокого старта. Интересно, что при наборе преподавателей среди желающих было и заявление о приёме на ра- боту Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка. Но его не приняли. В училище преподавались предметы: Закон Божий, грамматика, арифметика, геометрия, география, история, рисование, славянское чтение, пение. Большую роль в организации училища сыграли Константин Поленов и его дочь. Круг заводской интеллигенции расширился с приездом учителей. Школа была центром культур- ной жизни заводского посёлка.

 В     ЛУЧШИЕ – ИЗ УЧИЛИЩА Вторая половина ХIХ века – время интенсивных социально-экономических преобразований в России, которые охватили все стороны жизни, в том числе и народное образование. В обществе происходит осознание ценности образования. Стремление к повышению квалификации было обусловлено потребностью создания школ практически во всех деревнях и сёлах. Так, земские школы открылись: в 1880 году – в селе Никитино, в 1884 году – в деревне Пряничниково, в 1886 году – в селе Акинфиево, в 1903 году – в деревне Северной, в 1905 году – в деревне Балакино, в 1906 году – в деревне Кокшарово. В 1886 году директором училища становится Дмитрий Алексеевич Крылов и под его руководством в 1891 году при учебном заведении открывается первая библиотека, Чтобы «приохотить» рабочих к обучению детей, при Константине Поленове были установлены правила, по которым на лучшие работы на заводе принимались мальчики, окончившие двухклассное училище. Обучающиеся в приходской школе принимались на менее выгодные места, а вовсе не учившиеся – только на вспомогательные работы. Сначала двухклассное училище было только мужским, а с 1904 года туда стали принимать и девочек. Учились в нём и дети из Верх- ней Салды, пока в соседнем городе не открыли своё учебное заведение. Бывшие ученики добрым словом вспоминали Кира Дмитриевича Соловкина – директора училища. Гуманист, интересный человек, он был талантливым художником, который украсил школу своими картинами. Несмотря на большой престиж этого учебного заведения, некоторые из учеников не проходили полного курса обучения, так как 5-летний срок был для рабочих дорогим и продолжительным. Для поступления во второй класс (то есть после третьего года обучения) требовалось сдать экзамен. Это событие происходило очень торжественно. Столы были накрыты красным сукном. На почётном месте сидел попечитель училища, земский начальник, священник и все учителя. Окончившие полный учебный курс училища имели льготы при прохождении военной службы.

 Д    ДЕЛО УЧИТЕЛЕЙ В период первой русской революции 2-классное училище стало не только центром культуры, но и центром свободомыслия. «Учитель Виктор Константинович Глушков 21 мая 1906 года был выслан из Верхотурского уезда в Тобольскую губернию за вредное влияние на местное население путём распространения нелегальных произведений и внушения, что находящаяся во власти помещиков земля принадлежит мастеровым. Кроме того, для бесед с мастеровыми Глушков устраивал за заводом в лесу тайные собрания. По обыску у него была найдена политическая литература». По этому же делу проходили учи- теля Лидия Григорьевна Краюхина и Васса Михайловна Глушкова. Учительница нелобской школы Римма Евлампиевна Семкова распространяла прокламации, за что подверглась взысканию. Учителя Соколов, Глушков, Краюхина были арестованы в 1906 году по так называемому «Делу учителей». В 1906-1907 годах заведовал училищем Поликарп Кондратьевич Шаванов – человек, любящий музыку и искусство. Он ввёл в школе пение, рукоделие, организовал струнный оркестр. В то время в уезде только в 7 учебных заведениях пение преподавалось как обязательный предмет. В 1910 году в Нижней Салде уже обучался 831 учащийся. Несмотря на то, что в заводском посёлке было 4 школы, 200 детей не были приняты в связи с недостатком мест. Поэтому в женском училище было создано параллельное отделение на 50 мест и открыто четырёхклассное городское училище. Вопрос был решён быстро и оперативно. В первые три года своего существования высшее (городское) училище занимало здание двухклассного училища, которое, в свою очередь, переехало в дом состоятельного горожанина Старкова. Обучение в высшем 4-классном начальном училище было платным. Затем можно было поступить в 5 класс гимназии или реального училища. В этот период во всём Верхотурском уезде было 6 городских и 17 двухклассных училищ, а в Нижней Салде было и городское, и двухклассное училище. Через 3 года, в 1913 году, высшее начальное училище переехало в новое выстроенное здание (сейчас это здание городской администрации). Двухклассное училище под руководством Сергея Васильевича Букина вернулось в своё здание. Сергей Васильевич первый в Верхотурском уезде организовал курсы «повторно-дополнительного обучения», где занимались 240 человек в возрасте от 12 до 48 лет не только из Нижней Салды, но также из Верхней Салды и Невьянска. В это же время при Букине был создан музей наглядных пособий и учительская библиотека, где педагоги собирались по вечерам и обсуждали новые книги, журналы. Организовывались народные чтения, где в качестве лекторов были учителя. Особенно запомнилась слушателям лекция о Суворове со световыми картинками, а некоторые лекции сопровождались хоровым пением. В 1915 году Сергея Букина при- звали на войну, и в том же году он погиб. Благодарные салдинцы при- везли его прах и захоронили в ограде Никольской церкви. Накануне революции 1917 года нижнесалдинское учительство увлекалось разработкой новых педагогических приёмов и мало при- нимало участие в революционном движении. Пассивность учительского персонала компенсировал директор высшего начального училища Иван Львович Лютый, принимавший активное участие в партии эсеров. Члены этой партии избрали его своим вожаком. До революции в Нижней Салде было 6 школ и 8 – в деревнях (Акинфиево, Никитино, Северная, Балакино, Кокшарово, Медведево, Моршинино, Нелоба), в которых работало 40 педагогов. Грамотность населения была 26 %.

ДИАЛЕКТИКА СТАРОГО И НОВОГО 21 января 1918 года был принят декрет об отделении школы от церкви, упразднено преподавание Закона Божия. Летом 1918 года состоялся съезд по народному образованию, принята «Декларация о единой трудовой школе», введено бесплатное обучение. Начальные школы были переименованы в школы первой ступени, а на базе двухклассного и городского училища организованы школы второй ступени. Церковно-приходские школы закрылись. Начатая перестройка школ была приостановлена в октябре 1918 года, и в тот период, когда в районе была власть колчаковской администрации, вновь вернулось из- учение Закона Божия. В 1919 году директором двухклассного училища был Аркадий Щапов. Он и большинство учителей в 1919 году ушли из Нижней Салды с белыми. С 1920 года школами стал руководить Нижнетагильский окружной отдел народного образования. Заведующим Высшего начального училища стал Николай Петрович Маркс, который сформировал новый коллектив. Кроме обязанностей директора училища, он выполнял обязанности школьного инспектора всего района. Во главе двухклассного училища поставили Харитину Григорьевну Суетину, которая впоследствии вспоминала: «Работать было трудно, большинство из нас были молодые, неопытные учителя, окончившие среднюю школу. Учителей было мало, поэтому приходилось совмещать дисциплины. Учебных пособий и учебников не было. В школу при- ходили голодные учителя и ученики. Определённой зарплаты учителям не выдавали. Бывало так, что за несколько месяцев получали только 2-3 фунта овсянки. Несмотря на такие условия, школу не бросали, у всех было желание работать». В 1921 году в Нижней Салде была создана школа ФЗУ (фабрично заводского обучения), но в дальнейшем, в связи с закрытием завода на консервацию, её перевели в Верхнюю Салду. С 1922 года в школах ввели новый метод обучения – Дальтон-план, появились новые программы ГУСа (государственного учёного совета). Школа переживала период ломки старого и поисков нового. В 1923 году состоялся первый выпуск 10 класса (бывшее высшее училище). Школы разместились в купеческих домах Шубцевых, Шамариных. В открывшиеся первые классы, на- ряду с 8-летними детьми, пришли 12-14-летние подростки. В школе работали учителями выпускники школы: Чистякова, Смирнова, Харина, Сторожкова, Замураева, Матронина, Зинкина. В 1924 году в Нижней Салде была создана пионерская организация, состоявшая из двух пионерских отрядов: «Имени Крупской» и «Спартак». При вступлении в пионеры выдавали красный галстук и синий материал на костюм. Мальчики были в синих брюках и синих рубашках с напуском, а девочки – в синих юбочках и синих блузках. К концу года было создано 10 пионерских отрядов, которые объединились в базу. Нижнесалдинской базой руководил Виктор Рыбаков. Для пионерского клуба было отдано здание волисполкома (площадь Свободы, д. 4). В этом же году были созданы первые пионерские лагеря: в деревне Нелоба и на Шамаринской даче. С 1926 года организовалась опорная школа (бывшее высшее начальное училище), которая проводила большую методическую работу с учителями, и на её опыте учились другие школы. Огромная работа, проводимая Иваном Андреяновичем Редкиным и Елизаветой Георгиевной Редкиной, заслужила добрую славу как среди учеников, так и среди учителей. Иван Андреянович – математик по образованию, увлёк ребят краеведением. Ребята не только ходили в походы, но и проводили настоящую научную работу, на основе которой была написана и издана книга «Деревня Нелоба». Новые программы требовали введения политехнического обучения, знакомящего в теории и на практике с основами промышленного и сельскохозяйственного труда. В школах ввели уроки труда, появились учебные мастерские и рабочие комнаты. Средняя школа долгое время была одна на весь район. До 1927 года она была школой второй ступени, затем стала называться «9-летка с педуклоном». Под руководством Редкиных и Любовцева образовательное учреждение подготовило много учителей для своего района.

ВР     ВРЕМЯ РЕФОРМ И ИСПЫТАНИЙ С 1928 года опорной школой стала начальная школа, расположенная в здании бывшего двухклассного училища. С 1930 года она стала образцовой школой. В ней работали учителя: Милютина, Куцебина, Смирнова, Шурова, Чистякова. В поисках новых методов обучения дело доходило порой до прожектёрства. Все школы работали по комплексной программе, разрабатывая огромные планы по трём разделам: природа, труд, общество. Отдельные предметы не изучались, все знания из области наук следовало давать детям через беседы, экскурсии, чтение по определённым темам: «Школа и семья» – в 1 классе, «Наш город» – во 2 классе, «Наш район, область» – в 3 классе, «Наша страна» – в 4 классе. Расписания не было. Учащиеся разбивались на бригады, и после изучения материала кто-то один за всех сдавал зачёт. Эта комплексная система была хороша тем, что развивала учащихся, но прочных знаний не давала. Опытные учителя обычно «выходили» из таких комплексов, отводя специальные часы на тренировку по арифметике и письму. В период создания колхоза в школах был разработан и введён проект «Поможем нашему колхозу в весеннем севе», по которому полагалось знания получать непосредственно в поле (ученики выращивали семена, работали в поле, вели учёт). В 1931 году был положен конец всем путаным приёмам, и с января 1932 года введена предметная система. Пионерская работа стала неотъемлемой частью воспитательной работы школ. Для усиления координации этой работы в 1933 году была создана Детская техническая станция (ДТС), возглавила которую Ольга Васильевна Богатова. Здесь работали кружки: музыкальный, металловедения, детская библиотека. С 1936 года добавились авиакружок, радиокружок, фотокружок, столярный, рукодельный, юннатов. Первые фруктовые деревья и кустарники в Нижней Салде были посажены юннатами Детской технической станции. Во второй половине 30-х годов реорганизация школ продолжилась: устанавливается урок – 45 минут, вводится единая форма одежды, повышается заработная плата учителям. Школа делится на начальную (1-4 классы), неполную среднюю (5-8 классы) и среднюю (9-10 классы). К 1940 году в Нижнесалдинском районе насчитывалось 38 школ, в том числе 5 средних, 3 семилетних, в которых обучалось 8 200 детей. Материальная и учебная база были вполне удовлетворительными, можно сказать, что образование встало на крепкие ноги. В период Великой Отечественной войны здания школ № 1 и 2 были отданы под госпиталь. Детей разместили в оставшихся школах. Война внесла новое в содержание учебной работы: в учебном материале преобладала военная тема- тика; иначе стали восприниматься такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Война и мир»; на уроках русского языка для упражнений учителя использовали тексты о подвигах советских воинов. На первые уроки обычно ставили устные предметы, так как берегли электричество, а когда становилось светло – проводились письменные уроки. Дети войны, несмотря на полуголодное, полуразутое детство, были дружными, много работали и помогали старшим. В школе усилилась общественная работа: сбор металлолома, работа тимуровских команд, переписка с фронтовиками, выступление с концертами в госпитале. Но самую большую помощь оказывали школьники, работая в колхозах и подсобных хозяйствах. 25 сентября 1942 года привезли 100 детей из блокадного Ленинграда. Их разместили в здании школы № 10 (это деревянное здание, которое располагалось на месте кинотеатра «Искра»), где они прожили до лета 1945 года. После их отъезда детдом в Нижней Салде остался для уральских детей. Во время войны в школах были введены пятибалльная система оценки знаний и выпускные экзамены на аттестат зрелости. В Великую Отечественную войну все силы детей и учеников были направлены на помощь фронту, семьям фронтовиков и самообеспечение школ. За этими скупыми строками – сотни судеб и событий, тысячи воспитанников и талантливых педагогов. Школа всегда жила жизнью страны, разделяя её победы и трудности. Современная школа также живёт в ногу со временем, и хочется верить, что она будет верна традициям, воспитывая настоящих граждан и патриотов нашей Родины. … Ведь школа первой всегда давала и даёт путёвку во взрослую жизнь.

 

 

Ирина ТАНКИЕВСКАЯ, краевед

Источник:ГОРОДСКОЙ ВЕСТНИК ПЛЮС

№ 7729 сентября 2016 года