Бортнов Петр Степанович

Родился в 1918 году в Нижней Салде. После окончаний семилетки учился в ФЗО, а с 1936 работал в паровозном депо Нижнесалдинского завода. С 1938 года – служба в армии и фронт. Демобилизовавшись в 1945 году, некоторое время работал воспитателем в ремесленном училище, а в 1947 году поступил в Нижнетагильское художественно-промышленное училище.

          Уже в начале своего творческого пути Бортнов стал «специализироваться» на исторической тематике. В 50-е годы одна за другой появляются композиции «Установление Советской власти в Нижнем Тагиле», «Бунт на демидовском заводе», «Ермак на горе Медведь-камень» и другие. Начиная с 1951 года постоянный участник городских и областных художественных выставок.

          В 60-годы художник выбирает наиболее интересующую его тему – Гражданская война. Выбор этот не был случаен, так как его отец был активным участником революции, и только побег из Нижнесалдинской тюрьмы в 1918 году спас его от расстрела. К циклу его картин историко-революционного жанра относятся такие произведения: «К земле», «Братья», «Прорыв», «Уральские партизаны», «Красные орлы», «Расстрел в Кедровой роще». Последняя является одной из страниц истории Нижней Салды, один из ее вариантов находится в Нижнесалдинском краеведческом музее. Тема Великой Отечественной войны отражена в картине «Мать». В основу картины также положены наблюдения и зарисовки, сделанные в Нижней Салде.

          Его произведения отличает четкий реалистический почерк, высокая культура живописи, хороший рисунок. Колористические решения отмечены сдержанностью, согласованностью тонов.

          В 70-е годы произведения Петра Степановича уже экспонировались на всесоюзных выставках и за рубежом.

          В последнее время Петр Бортнов много работает над пейзажем. Каждое лето он живет в своей летней мастерской в Нижней Салде. Среди многих красот и живописных уголков его более притягивает скромная красота родного края.

          Семь лет отдал Бортнов педагогической деятельности в Уральском училище прикладного искусства. Он являлся одним из организаторов мастерских Художественного фонда в Нижнем Тагиле. Ему одному из первых в Нижнем Тагиле было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

          Долгие годы художник был членом президиума и правления Свердловской организации Союза художников РСФСР. Он делегат четырех всесоюзных и всероссийских съездов художников.

          За выдающийся вклад в культуру Нижнего Тагила в 1998 году ему было присвоено звание «Почетного гражданина Нижнего Тагила», а в 1999 году на его родине ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Нижняя Салда».

источник Нижняя Салда. 1760-2005.- Ниж. Тагил, 2005. – С. 7.

 

Неповторимая творческая манера, интерес к родному Уралу, многогранность таланта мастера обеспечили успех его произведениям на городских, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставках. 

Награды: медаль за победу над Японией, орден Отечественной войны 2 –ой степени. 

1918 г. Родился в красивом уральском городе Нижняя Салда в семье потомственного рабочего. 

1934 г. Окончил семилетку и после учебы в ФЗУ работает слесарем паровозного депо в г. Нижняя Салда. 

1938 - 1945 гг. Призыв в армию (погранвойска), служба на Сахалине, участие в боевых действиях (1945 г.), когда советские войска освобождали от японских захватчиков южную часть о. Сахалин и Курильские острова. Награжден медалью за победу над Японией, орденом Отечественной войны 2 –ой степени – так оценила Родина вклад в солдата в общее ратное дело. Участник студии военных художников. В 1943 г. получил тяжелую контузию. Катер, на котором он нес службу нарвался на мину. В 1946 г. комиссован из армии со 2 – й группой инвалидности. 

1946 г. Начал работать художником. 

1947 - 1950 гг. Учеба в НТХПУ (Нижнетагильское художественно – промышленное училище). Закончил с отличием. Был оставлен в нем преподавать. 

1950 – е гг. Первые творческие работы «Пуск первого паровоза в России» (дипломная работа), «Бунт на демидовском заводе», «Медведь – камень», продолжали развитие традиций исторической живописи на Урале. Работа в мастерских Художественного фонда. 

1961 г. стал членом Союза художников России. 

1964 г. Появляются живописные композиции «Уральские партизаны», «Красные орлы», «Братья» 1967, пронизанные пафосом героической романтики, они открывали новую тему в творчестве мастера – историко – революционную.  

1969 г. Значительное место в творчестве отведено производственной тематике «Доменщики»1969, «Смена» 1972 и пейзажам, различным по настроению, где чаще всего запечатлен Урал с его природными красотами и трудовым ритмом будней. 

1968 г. Заслуженный художник России. 

1970 г. Участник Всесоюзной выставки с работой «Говорит Ленин», которая позднее экспонировалась в Монгольской Народной Республике. 

Около 1000 работ написано им. Полки его мастерской до отказа наполнены карандашными рисунками, эскизами созданных и будущих композиций, этюдами, сделанными во время творческих командировок по стране. Бортнов работает обычно сразу над воплощением нескольких замыслов, нередко варьирует уже готовое, завершенное, например новый вариант «Братьев» и полотно «Хозяйка гор» (о девушке – геологе), «На болгарской земле» («1945 –й в Болгарии»), «Кедры» (о расстреле участников революционных событий в г. Нижняя Салда). Как художник, писатель и поэт Бортнов необычайно требователен к себе и никогда не останавливается на достигнутом. Поиски, поиски и еще раз поиски. 

Работы хранятся: в  Третьяковской галерее, Центральном Музее Армии, галереях Урала, зарубежных  и российских частных коллекциях.  

источник